Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что, к сожалению, государственное управление пока изобилует нарушением действующего законодательства, а его субъекты часто превышают полномочия и игнорируют обязанности, возложенные на них. Поэтому правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности субъектов государственного управления за нарушение установленных законом обязанностей.
Государственный служащий может привлекаться к дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной ответственности. В существующем законодательстве отсутствует единый подход к пониманию административного проступка – основания для привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего. Соответственно, определения требуют основания для административных взысканий должностных лиц органов государственной и муниципальной власти.
Данную тему исследовали следующие авторы: Александров С.В., Бурдина Е.В. , Амиров Н.К. , Балабанцева Е.И., Мамедова И.Г. , Большакова Г.И. , Боренштейн А.Л. , Босякова А.А. , Васильева Е.Г. , Вильданова Ю.И., Гафарова Л.Д. , Воронцова Е.С., Агафонов Н.А. , Вязовкина М.В. , Гостилович Е.В., Ярмусик Т.Ч. и др.
Цель – выявить особенности административных взысканиях должностных лиц органов государственной и муниципальной власти. Задачи:
определить понятие должностных лиц органов государственной и муниципальной власти;
описать принцип ответственности должностных лиц органов государственной и муниципальной власти;
изучить основания административных взысканий должностных лиц органов государственной и муниципальной власти
выявить процедурные особенности привлечения должностных лиц органов государственной и муниципальной власти к ответственности.
Объект – правоотношения, возникающие в связи с административными взысканиями должностных лиц органов государственной и муниципальной власти.
Предмет – нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с административными взысканиями должностных лиц органов государственной и муниципальной власти.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Глава 1. Теоретические основы исследования административных взысканий должностных лиц органов государственной и муниципальной власти
1.1. Понятие должностных лиц органов государственной и муниципальной власти
В современном мире важную роль в любом демократическом государстве играет честное и открытое осуществление государственной власти.
Должностное лицо в российском праве базируется на нескольких понятийных категорий, предусмотренных уголовным и административным законодательством.
Следует привести разъяснение Верховного Суда Российской Федерации: при разрешении вопроса о том, совершено ли преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее - должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), а также учитывать при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Статус должностного лица распространяется:
1) на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации;
2) на лиц, совершивших определенный круг правонарушений (статья 2.4 КоАП РФ ), занимая определенные должности в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.
Проанализировав понятие административного правонарушения (статья 2.1 КоАП РФ) как противоправного, виновного действия (бездействия) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность можно сделать вывод, что лицо совершило административное правонарушение, необходимо наличие следующих обязательных условий: в отношении лица должно вестись дело об административном правонарушении; его вина должна быть доказана в установленном КоАП РФ порядке; наличие вступившего в законную силу постановления судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
На основе изложенного можно сделать вывод, что должностное лицо - это физическое лицо, совершившее противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом необходимо иметь в виду, что наличие вступившего в законную силу постановления обязательно. Иначе нельзя будет говорить об установлении и доказанности вины в совершении административного правонарушения.
Государственной должностью является должность, устанавливаемая Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Должность гражданской службы учреждается для обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Профессиональная служебная деятельность на должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) осуществляется государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее - гражданский служащий) на основании акта о назначении на должность гражданской службы и служебного контракта.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» замещение должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, проведение которого заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Понятие должностного лица в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях было установлено примечанием к ст. 2.4 первой редакции документа в 2001 г. Под ним подразумевалось лицо, осуществляющее функции представителя власти, лицо или работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных Силах, войсках и воинских формированиях (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Данное определение оставалось неизменным до 2009 г. В связи с расширением административной ответственности понятие должностного лица дополнилось определенными лицами, исполняющими соответствующие функции.
Главным же нововведением можно считать уравнение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с должностными лицами в части административной ответственности (за исключением случаев, прямо установленных примечаниями к статьям).
С 2014 г. в определение понятия должностного лица последовательно добавлялось все больше конкретизации. Так, в 2014 г. в определение добавилось еще больше конкретизации в части лиц, осуществляющих функции по организации и осуществлению закупок, а также членов лицензионной комиссии. В следующем году введена ответственность физического лица, осуществляющего функции руководителя. Снова расширилась административная ответственность членов комиссий при проведении торгов. Наконец, на сентябрь 2017 г. в понятие должностного лица введены работники аудита пожарной безопасности.
В силу большого увеличения норм административной ответственности представляется спорной позиция законодателя, при которой с введением нового состава вносится изменение в понятие должностного лица. Также нужно учитывать и роль должностного лица при квалификации действий юридического лица, ведь его руководитель признан законодателем (в ст. 2.4 КоАП РФ) должностным лицом.
Критику существующей нормы высказывали административисты. Например, Н.Г. Салищева отмечает, что в Кодексе «к должностным лицам приравниваются определенные категории лиц, выполняющие функции в государственных и коммерческих организациях». По мнению А.Б. Агапова, «под должностными лицами следует понимать граждан, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах (учреждениях), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации и ведомственных воинских формированиях», т.е. основанием выделения специального субъекта ответственности от физического лица А.Б. Агапов понимает наделение его властными полномочиями.
Представляется, что для предупреждения чрезмерного расширения определения должностного лица в административном праве необходимо отталкиваться от его властных полномочий. Это позволит исключить постоянное дополнение примечания нормы ст. 2.4 КоАП РФ категориями должностей. Приведем предлагаемое нами определение должностного лица, основанное на наличии у него специальных полномочий: «Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, относящееся к категории руководителей юридического лица или являющееся его учредителем; постоянно или в соответствии со специальными полномочиями, возложенными федеральным или региональным законодательством, учредительными документами юридического лица осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него; принимающее решение от имени и в интересах юридического лица».
1.2. Принцип ответственности должностных лиц органов государственной и муниципальной власти
В настоящее время обязанность государства по возмещению ущерба, причиненного незаконными действиями его органов, основана на положениях ст. ст. 52, 53 Конституции РФ.
Законодательство Российской Федерации содержит различные дефиниции дисциплинарного проступка применительно к конкретному виду государственной службы. Нормативно закрепленными признаками служебного дисциплинарного проступка государственного служащего являются:
- нарушение им Конституции и законов Российской Федерации;
- его противоправное, виновное действие или бездействие;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим по его вине возложенных на него общих, должностных или специальных обязанностей;
- нарушение дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности;
- несоблюдение установленных запретов и ограничений;
- невыполнение условий контракта о прохождении службы;
- нарушение порядка реализации предоставленных прав;
- совершение проступка, порочащего честь государственного служащего.
Изложенное позволяет сделать вывод об отсутствии в системе государственной службы единого подхода к определению признаков служебного дисциплинарного проступка.
Согласимся с мнением, что дисциплинарный проступок «всегда представляет собой виновное и противоправное действие или бездействие, нарушающее требования служебной дисциплины». Важно также отметить, что дисциплинарный проступок шире, нежели категория «должностной проступок», последний выражается в ненадлежащем исполнении государственным служащим общих и специальных обязанностей, нарушении порядка пользования предоставленными правами по замещаемой должности.
Имеющиеся в литературе определения дисциплинарного проступка представляются обширными и многоаспектными, например:
- это вредное антиобщественное виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и в состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном к
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
6. Федеральный закон «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» от 27.07.2010 N 205-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультантплюс».
7. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
8. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СПС «Консультантплюс».
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультантплюс».
11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 9, сентябрь, 2013.
12. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, декабрь, 2009.
13. «Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) // СПС «Консультантплюс».
14. Административное право: Учебник / Под ред. А.И. Каплунова. М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 388.
15. Александров С.В., Бурдина Е.В. Проблемные аспекты рассмотрения и разрешения административных дел о наложении дисциплинарных взысканий на судей // Российское правосудие. 2016. № 8 (124). С. 18-25.
16. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. М.: Зерцало, 2011. Ч. 1. С. 424.
17. Амиров Н.К. Об ограничении применения административных взысканий в сфере предпринимательства // Вестник университета Туран. 2017. № 2 (74). С. 271-275.
18. Балабанцева Е.И., Мамедова И.Г. Проблемы назначения и взыскания административного наказания в виде административного штрафа // В сборнике: Государственное управление III тысячелетия: проблемы и перспективы сборник научных статей. Ответственный за выпуск О. А. Чернова. Хабаровск, 2015. С. 9-14.
19. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. М.: Эксмо, 2011. С. 611.
20. Большакова Г.И. Проблемы персональной ответственности государственных служащих в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России Сборник научных трудов. 2018. С. 139-142.
21. Боренштейн А.Л. Взыскание штрафа, наложенного в порядке составления протокола об административных правонарушениях // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2016. № 2 (19). С. 73-77.
22. Босякова А.А. Исправительные работы как вид административного взыскания // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2017. № 5. С. 439-444.
23. Брунер Р.А. Методы поддержания служебной дисциплины и обеспечения законности в ОВД // Вестник Московского университета МВД России. 2015. N 6. С. 51.
24. Васильева Е.Г. Ответственность государственных служащих // В сборнике: world science: problems and innovations Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. 2017. С. 148-150.
25. Вильданова Ю.И., Гафарова Л.Д. Проблема взыскания административных штрафов, налагаемых административными комиссиями // В сборнике: тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако материалы II Международной научной конференции. 2018. С. 226-229.
26. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: Монография. М.: Норма, 2009. С. 116.
27. Воронцова Е.С., Агафонов Н.А. Проблемы взыскания административных штрафов как показатель эффективности государственного управления в Российской Федерации : сравнение с зарубежной практикой // Интеграция наук. 2018. № 7 (22). С. 95-97.
28. Вязовкина М.В. Административные взыскания, налагаемые на государственных служащих // В сборнике: государственное и муниципальное право: теория и практика Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 19-22.
29. Гостилович Е.В., Ярмусик Т.Ч. Обзор мер административного взыскания за правонарушения в финансовой сфере // В сборнике: аграрная наука, творчество, рост материалы VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 31-36.
30. Добробаба М.Б. Понятие и сущностные признаки дисциплинарного взыскания в служебно-деликтном праве // Административное и муниципальное право. 2013. N 4. С. 357.
31. Климкина Е.В. К вопросу о понятии и особенностях дисциплинарной ответственности в административном праве // Правовая идея. 2013. N 5 (5). С. 18 – 26.
32. Лещина Э.Л. Дисциплинарный (служебный) проступок как основание дисциплинарной ответственности // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 58.
33. Лещина Э.Л. Основные подходы к пониманию дисциплинарной ответственности: трудоправовой и административно-правовой аспекты // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. N 3(37). С. 67.
34. Липинский Д.А. О понятии и функциях актов применения юридической ответственности // Российская юстиция. 2013. N 5. С. 2 - 5.
35. Мусаткина А.А. Об общем понятии санкции нормы права // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 1. С. 10.
36. Салищева Н.Г. Проблемы правового регулирования института административной ответственности в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. N 9. С. 9 - 22.
37. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юрайт, 2016. С. 642.